Aвтoгрeйдeры (oт слoвa «grade» – нивeлирoвaть, вырaвнивaть) испoльзуются для вырaвнивaния тeрритoрий и пeрeмeщeния грунтa и снeгa зимoй.
Динaмикa рoссийскoгo прoизвoдствa aвтoгрeйдeрoв в пoслeдниe 5 лeт нeстaбильнa. Пoслe рoстa объемов в 2013 году, когда выпуск техники увеличился на 14,8% по отношению к 2012 году, составив 984 шт., объемы производства начали падать. В 2014 году российскими производителями было выпущено 774 автогрейдера – на 21,3% меньше, чем годом ранее. В 2015 году – всего 482 ед. техники – еще минус 37,7%.
По итогам 2016 года объем производства автогрейдеров составил 514 шт. – больше, чем годом ранее, но до результатов трехлетней давности далеко.
Рис. 1. Динамика производства автогрейдеров
В 2016 году объемы импорта выросли до 151 ед. техники (+45,2% к предшествующему периоду) в натуральном выражении и до 23,4 млн. USD в денежном исчислении (+47,5%).
Рис.2. Динамика импорта автогрейдеров
В 2016 году импорт автогрейдеров составила техника производства 7 стран. Лидером среди них стал Китай. На долю китайских производителей пришлось 41,1%.
Рис.3. Структура импорта автогрейдеров в разрезе стран происхождения, шт.
Почти 78% импорта автогрейдеров в 2016 году пришлось на двух производителей: CATERPILLAR и DEERE. Первый поставил на российский рынок 66 автогрейдеров одноименной марки – на 88% больше, чем годом ранее.
Таблица. 1 Основные производители импортируемых автогрейдеров
Производитель
Объем импорта в 2015 году, шт.
Объем импорта в 2016 году, шт.
CATERPILLAR INC
35
66
DEERE & COMPANY
51
KOMATSU LTD
6
7
GP PAPENBURG AG
2
5
GUANGXI LIUGONG MACHINERY CO., LTD
2
4
LIUGONG MACHINERY CO., LTD
4
Прочие
59
14
Динамика экспорта нестабильна – в исследуемый пятилетний период пик пришелся на 2015 год, когда за рубеж было отправлено 65 автогрейдеров на сумму 6,4 млн. USD[1]. По итогам 2016 года экспорт автогрейдеров снизился. Падение в количественном исчислении составило 46,2%, в денежном выражении — 67,0%.
Рис.4. Динамика экспорта автогрейдеров
Таким образом, видимое внутреннее потребление автогрейдеров по итогам 2016 года составило 630 ед. техники – на 20% больше, чем годом ранее. Дальнейшее развитие рынка во многом будет зависеть от общей ситуации в экономике: повышения покупательской способности участников рынка, доступности кредитов, наличия крупных проектов в дорожно-строительной сфере. Пока эксперты прогнозируют рост данного рынка невысокими темпами – 5-7%. А что будет дальше, покажет время.