Кoррoзию жeлeзa прoвoцируeт рeaкция oкислeния (4Fe+3O2+2H2O = 2Fe2O3·H2O), рeзультaт кoтoрoгo – прeврaщeниe aтoмoв в иoны – рыxлый пoрoшoк кoричнeвыx oттeнкoв, нaзывaeмый ржaвчинoй. Для другиx металлов (алюминия, хрома, никеля, ниобия, свинца и прочих) характерно покрытие оксидной пленкой, что образуется при контакте с кислородной составляющей воды или воздуха и выполняет защитную функцию. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии применяется, чтобы продлить срок эксплуатации системы, обеспечить необходимый уровень безопасности при использовании и сохранить неизменное состояние соприкасающихся с металлическим элементом сред.
Подбор метода защиты конструкций и оборудования от коррозии
Подбор оптимального метода предотвращения появления ржавчины проводится на основе анализа трех основных категорий:
Первичный параметр классификации – сущность процесса коррозии.
Химическое разрушение металла происходит в инертных диэлектрических средах при соприкосновении металла с сухими газами или не проводящими ток жидкими составами (бензин). Предохранение от данного вида коррозии, возникающего при высоких температурах, актуально при разработке и создании моторов и турбин.
Электрохимические причины ржавчины проявляются при возникновении тока в системе. Сопутствующие этому факторы:
- существенная разница показателей активности металлов в сплаве;
- чистота металла – каждая новая примесь ускоряет коррозию;
- трещины в материале;
- электролитические среды, в частности морская и грунтовая вода;
- температурные колебания;
- биологическое воздействие – микроорганизмы, грибы и лишайники разрушают защитную пленку и ускоряют проявление коррозии.
Возникновение ржавчины – негативный необратимый процесс, для предотвращения которого применяют четыре вида способов. Например, протекционная защита трубопроводов, электрохимический метод повышения коррозионной устойчивости, для промышленных нужд в сложных сетях, где нецелесообразна или невозможна инсталляция традиционных электрических линий. В подземных трубопроводах или на дно морского судна к основной конструкции присоединяется более активный металл. Его задача – выступить в роли окисляющегося анода, электроны, потерявшие связи во время реакции, движутся со средой, оберегая систему от появления ржавчины.
Причина появления отложений и методики предотвращения коррозии
Термодинамическая неустойчивость металлов в средах приводит к тому, что даже высоколегированные стали при длительном контакте с электролитами – водой и атмосферой, покрываются ржавчиной. Общий принцип образования коррозии – гальванический элемент, проявляется как реакция на соприкосновение двух компонентов сплава с различными окислительно-восстановительными потенциалами и приводит к разрушению составной части с меньшим значением термодинамической функции.